«Невельский судоремонт» планирует выполнять заказы рыбодобывающих компаний и предприятий морского транспорта. Невельск – один из центров реализации инвестиционных проектов в рыбной отрасли Сахалина. В портовом городе открываются перерабатывающие производства и новые объекты инфраструктуры. Уже в 2020 году здесь планируется ввести в эксплуатацию судоремонтный завод. Предполагается, что предприятие начнет с ремонта до 12 судов в год и постепенно увеличит объемы. Но основным направлением для нового завода инвесторы называют крупносекционную сборку судов. В Невельске собираются строить рыбопромысловый флот длиной до 60 метров и шириной до 16 метров. Востребованы, считают в компании, будут и суда вспомогательного флота – самоходные плашкоуты, суда-бункеровщики, буксиры-кантовщики. Конкурентным преимуществом нового завода станет блочная сборка: такой принцип поможет ускорить процесс строительства и сделать работу более эффективной. «Планируется применять метод двухстапельной постройки, что позволит нам осуществлять сборку четырех судов единовременно», – рассказали в компании. Для спуска новостроя «Невельский судоремонт» приобретет плавучий док грузоподъемностью 2 тыс. тонн. Также верфь будет оснащена сооружениями для постройки судов на берегу с дальнейшим перемещением в плавучий док с помощью судопоезда. В октябре «Невельский судоремонт» представил свой проект на XIV Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке – на круглом столе по технической модернизации рыбной отрасли, который проводил заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. Новый завод должен обеспечить 482 рабочих места. Основной промышленно-производственный персонал будет привлекаться из Невельского района и с других территорий Сахалинской области. Но в целом здесь готовы принять профессионалов из разных уголков страны: судостроение и судоремонт требуют грамотных специалистов. Ожидаемые сроки запуска судосборочного производства – 2022 год. Начать намерены со строительства около 6 мало- и среднетоннажных судов в год. Предполагается, что через несколько лет завод выйдет на выпуск 16 малотоннажников и 12 среднетоннажников в год. Для развития судостроения и судоремонта в России власти предлагают использовать кооперацию с зарубежными странами. Свой проект «Невельский судоремонт» планирует реализовать с южнокорейскими партнерами – компанией HanJoong Ship Machinery. «Невельский судоремонт» располагает причальной линией протяженностью 626 метров. С ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» заключен договор аренды на 49 лет. В конце августа на предприятиях Невельска побывал врио генерального директора Нацрыбресурса Сергей Харьков. Гостям показали, как идет работа по модернизации инфраструктуры, производственных помещений. На заводе будут выполняться работы для подготовки флота к ежегодному освидетельствованию регистром судоходства, с дальнейшим расширением списка услуг, рассказал директор предприятия Андрей Довженко. Проекты, которые реализуются в Невельском районе, – пример того, как арендаторы гидротехнических сооружений выполняют принятые на себя инвестиционные обязательства, заявил Fishnews Сергей Харьков. Общее финансирование проекта оценивается в 1,8 млрд рублей, срок окупаемости – 7-8 лет. Компания заинтересована в привлечении инвесторов. Курс – на российские верфи Судостроение и судоремонт – направления, за развитие которых мало кто из негосударственного сектора рискует браться. Сложно конкурировать с верфями азиатских стран, где работа поставлена на поток, заказы выполняются качественно и быстро. Однако если организовать процесс в России, с привлечением иностранных партнером, можно решить целый ряд задач, уверен инвестор «Невельского судоремонта» Сергей Ким. Рыбной отрасли необходимо обновление парка судов, требуется вспомогательный и портовый флот. Новые перспективы открывает и сырьевая база – например, подходы сардины-иваси и скумбрии. Государство, в свою очередь, не чурается использовать административные рычаги. В Росрыболовстве уже заявляли, что в обозримом будущем суда зарубежной постройки могут лишиться права работать в экономзоне РФ. И это общий курс – речь идет не только о рыболовстве. В августе правительство внесло в Госдуму законопроект об ограничениях использования флота, построенного за границей, для каботажных перевозок, ледокольной проводки, транспортировки углеводородов. Так что тенденции с решениями властей также побуждают искать возможности строительства и обслуживания флота в России, отмечают в компании «Невельский судоремонт». В поисках стимула Инвесторы завода в Невельске внимательно отслеживают: какие стимулы предлагает государство для судостроения и судоремонта. Здесь интересны возможности Фонда развития Дальнего Востока, поддержка со стороны областного правительства. В 2016 году на полях Восточного экономического форума соглашение с «Невельским судоремонтом» подписала Корпорация развития Сахалинской области. Полезны инвесторам были бы преференции территории опережающего развития, свободного порта Владивосток. Сейчас к СПВ относятся два муниципальных образования Сахалинской области – Корсаковский и Углегорский городские округа. Однако власти региона уже говорили о том, что режим свободного порта можно было бы распространить и на Невельский район. Меры поддержки, которые могут использовать сами судостроители, – это первое направление. Второе – инструменты, с помощью которых государство поддерживает судовладельцев в обновлении флота. Сегодня в список таких стимулов входит субсидирование процентных ставок по кредитам на приобретение судов, льготный лизинг. Планируются и новые инструменты. Так, Минсельхоз, Росрыболовство и Минпромторг готовят субсидии для строительства мало- и среднетоннажного флота: предполагается, что эта программа будет работать на разных рыбохозяйственных бассейнах. Обсуждается расширение механизма инвестиционных квот. Стратегией предусмотрено В 2017 году Минсельхоз определил стратегические направления развития морских терминалов для комплексного обслуживания рыбопромыслового флота. Цели государство поставило серьезные, требующие коренной перестройки сложивших схем работы и больших вложений в инфраструктуру. Одна из задач – создавать условия для технического обслуживания в России рыбацких судов. Около 65% от общей производственной мощности рыбопромыслового флота проходит ремонт и межрейсовое техническое обслуживание в отечественных портах. Однако это в основном малотоннажные суда. Среди средне- и крупнотоннажников, а также транспортных судов к российским поставщикам услуг обращаются не более 49%. В стратегии власти заявили о планах переломить ситуацию. В 2030 году доля судов РФ, которые проходят обслуживание в российских портах, должна достигнуть 80% (по валовой вместимости). Одним из перспективных центров для комплексного обслуживания флота названа Сахалинская область. Маргарита КРЮЧКОВА По материалам http://fishnews.ru/