В частности, он сказал: «...при подготовке нормативных актов, касающихся судостроения с использованием квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства сформировался явный перекос в сторону государственной поддержки исключительно крупных рыбных бизнес-структур и строительства океанских траулеров. В части, касающейся промышленного и/или прибрежного рыболовства на Севере, Балтике, Каспии, в Азово-Черноморском бассейне и во внутренних водах Российской Федерации, имеет место попытка экономической дискриминации сотен хозяйствующих субъектов среднего и малого бизнеса, включая рыболовецкие колхозы, работающих в рыбном хозяйстве на этих территориях».
Полностью текст его выступления публикуется ниже.
* * *
Уважаемый Юрий Петрович!
В ближайшее время Правительство России примет нормативную правовую базу для развития рыбного хозяйства: на Дальнем Востоке, Севере, Балтике, Каспии, в Азово-Черноморском бассейне и в богатых рыбными ресурсами национальных внутренних водах. Задача ясна, ее поставил Президент России на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса в 2015 году.
Для достижения поставленной цели в любом регионе страны рыбакам будет нужен новый флот, и маленький и большой и высокопроизводительный и традиционный. Однако, при подготовке нормативных актов, касающихся судостроения с использованием квот добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства сформировался явный перекос в сторону государственной поддержки исключительно крупных рыбных бизнес-структур и строительства океанских траулеров. В части, касающейся промышленного и/или прибрежного рыболовства на Севере, Балтике, Каспии, в Азово-Черноморском бассейне и во внутренних водах Российской Федерации, имеет место попытка экономической дискриминации сотен хозяйствующих субъектов среднего и малого бизнеса, включая рыболовецкие колхозы, работающих в рыбном хозяйстве на этих территориях. Им в соответствие с проектами правительственных актов не суждено получить господдержку в форме инвестиционных квот на строительство нового сейнера или траулера, осуществляющего промышленное рыболовство, они, получается, с точки зрения авторов, эффективными быть не могут, потому что просто «ростом не вышли» или живут не на том водоеме рыбохозяйственного значения.
Такая же ситуация в судостроении. Небольшие заводы, расположенные в Рыбинске, Нижнем Новгороде, Астрахани, Волгограде, в настоящее время не загруженные оборонным заказом, имеющие свободные производственные мощности хотят и готовы строить малый и средний рыболовный флот. Сразу после принятия последних поправок в Закон о рыболовстве судостроительными предприятиями проводится подготовительная работа, ведутся деловые переговоры с рыбопромышленниками, но в сторону этих верфей исполнители, готовящие правительственные акты, по каким-то причинам не смотрят. Волжским судостроителям, похоже, также не суждено встретится с рыбаками на своих стапелях и стать эффективными. Это неправильно и совершенно необоснованно.
В этой связи, мы уже заявляли на совещаниях и рабочих группах в органах государственного управления о том, что наиболее приемлема для дальнейшего обсуждения и реализации норм Закона о рыболовстве в части, касающихся обновления основных производственных фондов в рыбном хозяйстве, модель, подготовленная для Дальнего Востока. Необходимо дать возможность любой категории рыбопромышленников поэтапно с помощью государственных инвестиционных квот строить различные типы судов, в том числе объединившись в группу лиц в долевой собственности. Не понятно, почему в проектах правительственных актов для большинства рыбохозяйственных бассейнов этот подход исключен, тем более что в Законе о рыболовстве нет даже намека на ограничения государственной поддержки в форме инвестиционных квот по рыбохозяйственным бассейнам, водным объектам, размерам судна или орудиям лова. Как тут не вспомнить слова Президента в его ежегодном послании 1 декабря 2016 года «несправедливо все то, что ограничивает возможности, нарушает права людей».
На заседании президиума Госсовета руководитель государства говорил оразвитии прибрежных территорий и смежных отраслей экономики, именно отраслей, а не отдельных пусть даже и самых крупных рыбопромышленных компаний и крупных судостроительных заводов. Тем не менее, проекты нормативных документов до сих пор не учитывают потребности сотен предприятий малого и среднего бизнеса. Это вызывает критику со стороны рыбопромышленников и судостроителей. На корректировку обсуждаемых проектов правительственных актов осенью текущего года уже было направлено поручение Президента № Пр 1771 от 10 сентября 2016 года: «2. При подготовке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся добычи (вылова) водных биологических ресурсов в инвестиционных целях, в том числе в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне:
отнесите к объектам инвестиций малотоннажные и среднетоннажные суда рыбопромыслового флота, а также предназначенные для производства рыбной и иной продукции предприятия небольшой мощности;
уточните проект перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых выделяется квота на инвестиционные цели, включив в него дополнительные виды указанных ресурсов».
Тем не менее, в тексты проектов постановлений, за исключением Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, до сих пор, не включены, в частности для Северного рыбохозяйственного бассейна, малые рыболовные суда, способные работать в осенне-зимний период, а также такие виды водных биоресурсов как краб камчатский и краб-стригун опилио, в отношении которых выделяется квота на инвестиционные цели. Данные промысловые объекты, по мнению большинства рыбопромышленников Севера, являются высокорентабельными и более чем привлекательными для строительства новых судов.
В проектах постановлений отсутствует обязательное условие строительства береговых предприятий, предназначенных для производства рыбной продукции с использованием инвестиционных квот непосредственно на территории прибрежных субъектов Российской Федерации. Не учитываются экономические интересы, в частности Мурманской, Архангельской областей, Республики Карелия, Ненецкого автономного округа. Необоснованно и без учета мнений прибрежных регионов исключается также доставка мороженой рыбы (инвестиционная квота) в качестве сырья для новых береговых фабрик. Это противоречит смыслу и духу решений президиума Госсовета.
Предложенные в проекте правительственного акта меры финансового обеспечения в форме банковской гарантии являются искусственно выдуманными и несут избыточный административный характер, учитывая, что вылов рыбы, полученной в качестве инвестиционной квоты, возможен только после постройки объекта инвестиций. Принудительная банковская гарантия ведет к необоснованному и значительному удорожанию строительства нового судна, ухудшая его экономические показатели эффективности. В соответствие с частью 6 статьи 293 Закона о рыболовстве, допускающей вместо финансового обеспечения («или») обеспечение реализации инвестиционных проектов правами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, предлагаем исключить банковские гарантии из соответствующего проекта порядка.
Таким образом, считаем, что проекты правительственных постановлений до сих пор в полной мере не учитывают потребности и особенности рыбохозяйственной практики, различия и экономические интересы прибрежных субъектов Российской Федерации, поэтому требуется дальнейшая доработка окончательной редакции указанных ниже нормативных правовых актов.
В связи с изложенным, просим вас, уважаемый Юрий Петрович, при принятии постановлений Правительства Российской Федерации:
- «Об утверждении Требований к объектам инвестиций и к инвестиционным проектам, Порядка расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов финансовым обеспечением или правами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов»;
- «Об утверждении Порядка подачи заявлений о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели, Порядка отбора инвестиционных проектов и Порядка распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели».
«исходить из согласованных позиций и из интересов работающих в рыбной отрасли людей. На это, на наш взгляд, необходимо обратить внимание - самое главное, и ни в коем случае не на интересы небольшой группы лиц» - крупных, богатых и влиятельных лоббистов, рыбный бизнес которых ориентирован исключительно на экспорт.
С Уважением,
Председатель Правления В.В.Балашов
По материалам http://fishkamchatka.ru/