Выручка компании при этом выросла на 6,5% и составила 19,2 млрд руб. |
«Русская аквакультура» объединяет два бизнеса: дистрибуторский и аквакультурный (т. е. товарное производство рыбы). В натуральном выражении продажи дистрибуторского подразделения в 2014 г. сократились на 6,1% до 148 300 т, указано в отчетности.
Гендиректор компании Дмитрий Дангауэр объясняет убыток курсовой разницей. «Основным негативным фактором являлось существенное обесценение курса рубля относительно основных иностранных валют: доллара евро и [оказало] значительный эффект на финансовый результат», – приводятся в сообщении его слова. Убыток от курсовых разниц составил в 2014 г. 472 млн руб. против 48 млн руб. годом ранее, следует из документа.
В прошлом году компания в основном работала с поставщиками импортной продукции на условиях постоплаты, т. е. поставщики давали отсрочки платежа, рассказывает представитель «Русской аквакультуры» Илья Березнюк. Рублевую разницу между долгом на момент покупки и момент оплаты компания и фиксировала в убытках по курсовым разницам, объясняет он.
Также отрицательно на чистую прибыль повлияла переоценка рыбы в воде, указывает Дангауэр: это связано с меньшим количеством товарной рыбы сегмента аквакультуры – в июне компания начала вылов и продажу собственного лосося, выращенного в Мурманской области.
Помимо этих факторов на прибыли компании сказалось списание товарно-материальных запасов в результате плохих погодных условий (243 млн руб., в 2013 г. такой статьи не было), указывает аналитик Ray, Man and Gor Securities Артем Кислюк. Но все это «бумажные убытки», не подкрепленные реальными потерями денег с баланса; если говорить о реальных деньгах, а не разовых потерях, то компания отработала в ноль, рассуждает он.
Больше 90% выручки «Русской аквакультуры» приносит дистрибуционное направление бизнеса, а значит, когда в августе прошлого года ввели продовольственное эмбарго, компании пришлось спешно искать новых поставщиков, в итоге цена для конечного покупателя выросла, на это также наложился рост курса валют, на который завязан импорт, перечисляет эксперт. Объективно спрос упал, а выручку компания увеличила в основном благодаря высокой инфляции, считает он. Из-за финансовых санкций в России выросла стоимость кредитов, а их у компании немало, добавляет аналитик. В итоге компания испытала «идеальный» шторм, но насколько этот тренд продолжится в 2015 г., сказать сейчас затруднительно, резюмирует Кислюк.
Компания Воробьева и Франка испытывала проблемы с кризиса 2008 г.: рентабельность бизнеса постоянно снижалась, а по итогам 2010 г. группа показала 836,2 млн руб. чистого убытка против 423,5 млн руб. чистой прибыли годом ранее. Тогда она ссылалась на возросшую конкуренцию и трудности в работе с продуктовыми сетями. Впервые с этого времени компания смогла показать прибыль только в 2013 г. (см. график). Но в I квартале 2013 г. компания продала бизнес по производству готовой рыбной продукции, компанию ЗАО «Русское море» (ему принадлежит завод по производству готовой рыбной продукции), белорусской «Санта Бремор» за $52 млн. Бизнес по производству готовой продукции генерировал большой убыток, что и стало основной причиной его продажи стратегическому инвестору, объяснял тогда Дангауэр.
По материалам http://www.vedomosti.ru/