Учитывая интерес читателей к этой теме, наша газета на основе материалов ФАС расскажет о деятельности "минтаевого картеля" более подробно. Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) и компании, которые в нее входят, подверглись проверке со стороны ФАС в 2012 году. В результате нам стали известны страницы из ее истории, которые раньше были тайной для широкой публики. |
Начнем с того, как появилась АДМ. Считается, что причиной объединения добытчиков минтая стало перепроизводство минтаевой икры в 2005-2006 годах и обрушение цен на нее. По другой версии наши компании стали жертвами ценового сговора.
Для сравнения напомню ситуацию с производством филе минтая. В первой половине 1990-х эту продукцию выпускали многие наши суда, причем прошедшие дорогостоящее переоборудование. Вскоре рынок филе рухнул. Одновременно китайцы предложили выгодные цены на сырец. В результате многие отказались от производства филе и стали поставлять в КНР огромные объемы безголового минтая, из которого китайцы делают то же самое филе.
Было падение цен на икру минтая запланировано или нет, об этом можно спорить. Но дальше все шло точно как по плану. И этот план родился в недрах холдинга из Гонконга "Пасифик Андес". Именно он предложил российским компаниям, понесшим убытки от падения цен на икру, сплотиться и вести согласованную маркетинговую политику. Наши рыбопромышленники не склонны к единению. Но благодаря вмешательству внешней силы в виде "Пасифик Андес", который действовал как умелый манипулятор, они согласились на союз.
Эмиссары из Гонконга приняли участие в одном из первых совещаний добытчиков минтая в апреле 2006-го, на котором обсуждалось создание АДМ. Предложение организовать "консорциум" озвучил сотрудник "русского отдела" "Пасифик Андес" Б. (впоследствии вошел в руководящие органы АДМ, являлся членом ее Совета). А юрист "Пасифик Андес" познакомил участников совещания с уже готовым проектом.
Из аудиозаписи заседания совета АДМ от 27.02.2008. Его участники обсуждают роль "Пасифик Андес" и его руководителя Ж. в создании ассоциации:
"Мало кто это слышал, знает. Но это так оно было в Корее, с чего все это началось. Были они инициаторы, одни из самых больших: сделали несколько звонков, мы собрались, по большому счету... Вот то, что мы говорим, мне Жутенг просто написал на доске… Ну все то же самое, что я говорю, он говорил - мы говорим одно и то же... Купил "Пасифик Андес" все русские компании, все ему принадлежат, все до одной…"
"Если у тебя есть возможность поиграть рынком, то им поиграешь… поиграешь!"
Как полагает ФАС, АДМ нужна была холдингу "Пасифик Андес" как инструмент для решения нескольких задач: регулировать добычу минтая в российской части Тихого океана и его оборот, выйти на органы государственной власти России и лоббировать нужные законодательные инициативы.
Эти задачи решались вполне успешно. Сначала члены АДМ добровольно согласились держать уровень производства минтаевой икры не выше 4,5 процента. За превышение следовал штраф в доход АДМ. Так, в 2007 году ЗАО "Камчатимпэкс" обязали заплатить за такое превышение 39 тысяч долларов с копейками. Потом норма в 4,5 процента была включена в правила рыболовства. Кроме того, заключались различные соглашения относительно объемов продукции и цен на нее.
Считается, что сокращение производства икры снизило неучтенные уловы с их последующей сортировкой на икряную и неикряную рыбу. Однако эта мера вовсе не исключает браконьерства. Она дает возможность заготовить в пределах установленной нормы наиболее ценную продукцию за счет той же сортировки улова. С 2008 года выпуск икры более дорогих сортов на судах увеличился в 4-5 раз. Можно предположить, что за борт полетела и неикряная рыба, и икряная, из которой не удалось получить первосортный продукт.
Из черновика протокола заседания Совета АДМ от 16.01.2007:
"Надо делать упор на фактор сортности. 30 процентов на 70 процентов позволит выровнять рынок".
О том, в чьих интересах действует АДМ, можно судить и по официальной статистике. С 2006-го по 2010 год общий допустимый улов минтая вырос примерно в полтора раза. Квоты членам АДМ выросли в 1,51 раза. Однако это не привело к росту поставок рыбопродукции на отечественный рынок, который нуждался в ней. Увеличение квот влекло лишь увеличение экспорта. В то же время Россия импортировала минтаевую продукцию из Китая, Японии, Кореи. То есть как раз из тех стран, куда члены АДМ вывозили уловы.
Из черновика протокола заседания совета АДМ от 27.02.2008:
"Ассоциация должна быть одной компанией, а не организацией, в которую входят 25 компаний… Надо приглашать китайцев, корейцев, японцев и совместно выбирать решения… Китайцы - это наши союзники…"
Правда, в 2010 году члены АДМ почти вдвое увеличили поставки на российский рынок. Однако ФАС объясняет это не их доброй волей, а ужесточением контроля за использованием биоресурсов. Стоит сказать, что не все российские предприятия, добывающие минтай, вошли в АДМ и согласны с ее политикой. Однако она пыталась оказывать влияние и на их деятельность тоже.
Из аудиозаписи заседания Совета АДМ от 27.02.2008:
"Если там есть эти 25 процентов компаний, которые не с нами, пусть они нас не волнуют, пусть они делают, что они хотят… Они придут. Если мы сделаем нормально - они все равно придут. Мало того, мы им перекроем, может быть, кислород, даже если мы сработаем с китайцами и с корейцами, у них просто покупать не будут, или будут покупать как несертифицированную рыбу... Потом в девятом году Игорь Григорьевич поможет, и их полишают там квот. Будет все равно, они не смогут выживать".
Помимо этого ФАС полагает, что некоторые члены АДМ скрывали свои реальные доходы от налогообложения. Для этого придумано множество "серых схем". Например, выловленная рыба продается задешево по фиктивным договорам фирмам, которые находятся в оффшорных зонах или в третьих государствах (Панама, Белиз, Сингапур, Гонконг), после чего поступает в КНР и Южную Корею уже по настоящим рыночным ценам. Сокрытая таким образом прибыль оседает в оффшоре.
Собрав информацию о деятельности АДМ и ее членов, комиссия ФАС пригласила их представителей к себе и задала им несколько вопросов. Судя по робким ответам, добытчики минтая не вполне уверены в законности своих действий. Когда им показывали соглашения, подписанные в рамках АДМ, и просили дать пояснения, они чаще всего затруднялись ответить, не узнавали подписей, говорили, что документы подписаны неуполномоченными лицами.
Чем закончится эта история, трудно сказать. По мнению многих, она предвещает передел бизнеса. Но они явно переоценивают значимость этого вероятного события. Некоторые фирмы - члены АДМ уже меняли собственников не один раз. Но при любых хозяевах основной российский улов уходил за границу. Даже если передел действительно будет, разве он сделает российский рыбный бизнес менее зависимым от зарубежных партнеров, таких как "Пасифик Андес"?
Александр Климов
В Ассоциацию добытчиков минтая входят 45 крупнейших рыболовецких компаний Дальнего Востока с совокупным объемов вылова около 1,5 млн тонн рыбы и морепродуктов. Среди ее членов "Акрос", "Камчатимпэкс", "Озерновский РКЗ №55", "Океанрыбфлот", "Поллукс", "Преображенская база тралового флота", "Ролиз", рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина и другие.
Основатель "Пасифик Андес", господин Ng Swee Hong (1934-2006) родился в Малайзии в семье бизнесмена. Работать начал в детстве помощником продавца в магазине. Переехав в Гонконг, в 1986 году основал там небольшой бизнес по продаже морепродуктов. Так началась история компании "Пасифик Андес", которая за 20 лет стала одной из крупнейших мировых корпораций. Компания зарегистрирована в Гонконге, там же расположен ее головной офис. Она имеет подразделения в Сингапуре, Китае, Перу, США и Японии. Официальных подразделений и офисов в России нет. Однако в феврале 2012 года "Пасифик Андес" разместила свои акции на Лондонской бирже, сообщив инвесторам, что контролирует более 60 процентов квот на вылов минтая в российских дальневосточных морях.
Из переписки, найденной ФАС во время осмотра помещений ООО "Востокрыбпром" (речь о "русском отделе", образованном в "Пасифик Андес"):
"В дальнейшем основной функцией русского отдела головного офиса в Гонконге будет являться контроль и координация всей деятельности российских компаний контрагентами, а также с другими структурными подразделениями нашей группы компаний.
Вся переписка российских операторов должна дублироваться для "русского отдела", в том числе включая переписку с судами и местную переписку.
Бункеровки флота, фрахтование транспортных судов, координация перегруза, реализация готовой продукции осуществляется централизованно непосредственно "русским отделом".
Из решения комиссии ФАС по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
Признать НО "Ассоциация добытчиков минтая" нарушившей часть 5 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" путем координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая привела к последствиям, указанным в пункте 4 статьи 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" (сокращение производства товаров).
Передать материалы дела в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 Уголовного кодекса РФ (недопущение, ограничение или устранение конкуренции).
Поручить Управлению по борьбе с картелями ФАС России рассмотреть вопрос о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства компанией "Pacific Andes International Holdings Limited", НО "Ассоциация добытчиков минтая" и ее членами в период с 2010 по 2012 годы.
Поручить Управлению международного и экономического сотрудничества ФАС России рассмотреть вопрос о направлении материалов дела в конкурентные ведомства Японии, Республики Кореи, Китайской народной республики.
Газета "Камчатский край"