Они оказались типичными, характерными для продовольственной сферы и сельского хозяйства: разорение предприятий отрасли недобросовестной конкуренцией и произволом посредников смежников, а для потребителя - монополизм торговых сетей, накручивающих цены. Глава Росрыболовства (Федерального агентства по рыболовству) Андрей КРАЙНИЙ выступил на «правительственном часе» в Совете Федерации, где рассказал сенаторам о задачах рыбохозяйственного комплекса страны на ближайшие годы. |
Одновременно в Госдуму, убоявшись волнений дальневосточных и сахалинских рыбаков, «внезапно» внесли законопроект, разрешающий рыболовецким артелям и хозяйствам заключать на льготных условиях и без бюрократических проволочек договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для вылова лососёвых. И, главное, не тратить время и силы на участие в предварительных конкурсах на право заключения таких договоров.
«РЫБНЫЙ ДЕНЬ» В СЕНАТЕ
Глава Росрыболовства Андрей Крайний сообщил, что руководство страны поставило задачу к 2020 году «выйти на 80 процентов отечественной рыбопродукции» на прилавках наших магазинов. Причём Россия уже идёт «с опережением»: по результатам за прошлый год этот показатель должен превысить 68%. По оперативным данным Росстата, заявил главный рыбак, страна ест всё больше рыбы: потребление рыбопродуктов на душу населения в 2010 году составило 20 кг, а к 2020 году должно превысить аж 23,5 кг. По вылову рыбы Россия занимает шестое место в мире (в 2007-м было девятое) – 4,1 миллиона тонн, из этого объёма 1,3 миллиона тонн вывезено на экспорт. Ну а по выращиванию рыбы мы входим в мировую двадцатку.
«Рыбохозяйственный комплекс за последние три года увеличил поставки и потребление рыбопродуктов с 12,6 килограмма в 2006-м до 20 килограмм в 2010-м, – отметил Крайний. – Конечно, потребление неравномерно: Сахалинская область и Магадан едят больше 34 килограмм, Татарстан –- около 12. Но в период кризиса жители страны стали отдавать предпочтение рыбным продуктам, так что в целом потребление рыбы увеличивается».
В СССР было 63 рыбодобывающих объединения, а в сегодняшней России 1 784 компании, которые имеют право на добычу водных биоресурсов. «Приватизация привела к раздробленности бизнеса, нет консолидации в отрасли, – заявил Крайний. – И это барьер для увеличения вылова, потому что 90 процентов компаний имеют одно-два судна в собственности – они не могут ни строить новые суда, ни модернизировать старые».
Перешли к вопросам, рассказывает Вадим Барабанов. Сенатор Валерий Федоров предложил главе Росрыболовства оценить результаты борьбы с коррупцией в ведомстве. Чиновник заметил, что полностью изжить коррупцию и злоупотребления вряд ли возможно. Но подметил, что её можно свести к минимуму – был бы «чёткий регламент», то есть жёсткие правила и нормативы для чиновников, не позволяющие им принимать сомнительных решений. При этом он признал, что в рыбохозяйственном комплексе заказы для государственных и муниципальных нужд подчас перехватывают мелкие фирмы, предлагающие более выгодные условия («быстро и дёшево»), но не имеющие возможностей освоить выделенные им деньги. Потом с этих «победителей конкурсов» средства приходится взыскивать, а тем временем профессиональные, опытные рыбодобывающие предприятия стоят без дела и без денег, теряют кадры…
Вице-спикер палаты Светлана Орлова удивилась, почему рыба так дорого стоит, причём по всей стране, и дорожает стабильно и постоянно: «Если даже во Владивостоке палтус стоит 600 рублей за килограмм, то при таких ценах простой россиянин не сможет есть рыбу хотя бы два раза в неделю!» А. Крайний отреагировал эмоционально – сам-де не понимает, почему на Сахалине и Дальнем Востоке повсеместно продаётся сёмга из Норвегии, а на Камчатке – палтус мурманский. И намекнул, что причина роста цен – в бешеных наценках торговых сетей, ведь отпускная цена на рыбу у самих рыбаков не сильно дорожает. Получается, самим рыбакам от розничной цены за выловленную ими продукцию достаётся, дай бог, четверть, а обычно – гораздо меньше, остальное же идёт в основном посредникам и перекупщикам. И тут же почему-то списал бОльшую часть проблем на транспортные трудности…
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ…
Группа депутатов-единороссов внесла в Госдуму законопроект о наделении юрлиц и индивидуальных предпринимателей правом заключать договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для добычи (вылова) рыбы без проведения конкурса на право заключения таких договоров. Предполагается, что принятие закона даст работу рыбакам и предотвратит волнения в рыболовецких хозяйствах на Сахалине.
Документ касается вылова «анадромных видов рыб» – это рыбы, которые воспроизводятся в пресной воде водных объектов в России, совершают затем миграции в море для нагула и возвращаются для нереста в места своего воспроизведения. То есть, прежде всего, лососёвые – термин «анадромные виды» охватывает группу «красной рыбы», наиболее ценной в промысловом отношении, для разведения которой при социализме на Дальнем Востоке были построены огромные рыборазводные заводы. Которые из-за правительственных нововведений последних лет оказались в крайне сложном положении…
Законопроект призван «урегулировать ряд проблем с переоформлением рыбопромысловых участков для добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах РФ и в территориальном море РФ». Сейчас договоры о предоставлении рыбопромыслового участка заключаются по результатам конкурса. В предыдущие годы рыболовецкие хозяйства сталкивались с серьезными проблемами: «в связи с организационными и кадровыми изменениями в территориальных органах Росрыболовства» заявки на переоформление большей части рыбопромышленных предприятий вообще не рассматривались. Вопреки отраслевому законодательству и законам о сохранении водных биоресурсов территориальные органы Росрыболовства не успели обеспечить переоформление договоров в установленные сроки (то есть до введения с 01.01.2008 нормы о завершении «бесконкурсной процедуры») и продолжали эту работу уже в 2008 году. А работа хозяйств либо встала, либо продолжалась фактически в нелегальном русле.
По данным статистики, только в Сахалинской области договоры 169 рыбохозяйственных организаций были переоформлены с нарушением установленного законодательством срока – притом что на рыбопромысловых участках этих организаций добывается около 90% тихоокеанских лососёвых видов рыб Сахалинской области или более 50% всего улова лососёвых видов рыб Дальневосточного федерального округа. Если законопроект быстро примут и введут в действие, хозяйства, специализирующиеся на добыче лососёвых во внутренних водах РФ и в территориальном море РФ, смогут без предварительного конкурса заключить с Росрыболовством легитимные договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для вылова рыбы.
Законопроект дополнит ст. 57 закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» новой частью следующего содержания:
«Договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации заключаются без проведения конкурса на право заключения такого договора федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, при условии, если такие лица осуществляли промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство на данных рыбопромысловых участках до вступления в силу настоящего Федерального закона. Данные положения не распространяются на договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, которые были расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации или срок действия которых истёк до вступления в силу настоящего Федерального закона».
Последней каплей для традиционных рыболовецких хозяйств, напоминает центральная профсоюзная еженедельная газета «Солидарность» (http://www.solidarnost.org), стал законопроект, принятый Госдумой в первом чтении несколько недель назад. Он даст возможность «индивидуальным предпринимателям», наряду с профессиональными рыбохозяйственными организациями, ловить рыбу по пониженной налоговой ставке сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (15% от общей установленной налоговой ставки за пользование такими объектами). И при этом от «частников» не требуется даже регистрация в качестве юрлица. Рыболовецкие хозяйства выступили против этой инициативы, так как она прямо поощряет недобросовестную конкуренцию со стороны браконьеров, решивших легализоваться…
По материалам http://www.trud-ost.ru/