О компании
Наши телефоны
Отдел продаж: 
8-(4912)-293-395
8-(4912)-293-396
8-(4912)-293-397
Офис:
8-(4912)-475-023
8-(4912)-475-024
8-(4912)-475-548
8-(4912)-475-549
Наш адрес
г. Рязань, ул. 14-ая Линия, д. 2
смотрите схему проезда

Не успело Приморье оправиться от голодовок и вспышек митингов в горнодобывающей отрасли, как может получить новый «очаг возгорания».

На этот раз кризис пришел туда, где его точно никто не ждал, — в рыбохозяйственный комплекс. Под угрозой уничтожения оказался консервный завод ОАО «Южморрыбфлот» в пос. Южно-Морской, входящий в группу компаний вместе с ЗАО «Примрыбснаб» и ОАО «Р/К «Новый мир», вклад которого в рыбопереработку края превышает 50%.

Береговая переработка рыбы всегда была весьма непростым бизнесом. Дефицит сырья, резкие колебания рыночных цен и исторический груз социалки могли из успешного предприятия в течение одного сезона сделать банкрота. Дошло до того, что государство посчитало необходимым дотировать те береговые производства, которые еще что-то производят. Начиная с 2011 г. в течение трех лет береговые переработчики получат почти 300 млн руб. из федерального бюджета. Условие одно — продолжать выпускать продукцию, не бросать заводы и не выгонять на улицу людей, обрекая иногда целые поселки на вымирание.

Рыба на берег

Главный объект береговой переработки — это любимая большинством приморцев и россиян сайра. Но в 2010 г. случился сбой из-за непростой промысловой обстановки. Российскими рыбаками было поймано всего 30 тыс. т, хотя потребность страны составляет 100 тыс. т в год. Чтобы «прокормить» себя и Россию, многие компании были вынуждены искать сырье за границей. Но импортная сайра существенно дороже. Объясняется это тем, что если в России 99% сайры потребляется в виде консервов, то у соседей рыба идет в основном на кулинарию. Это диктует другие требования к ее обработке в море: сортировка по размерам, рядная укладка, индивидуальная воздушная заморозка. В итоге себестоимость сайры, произведенной для рынков Японии, Китая, Кореи, получается минимум на 50% выше той, что предназначена для российского рынка.

«Многие государства участвуют в сайровом промысле. Самые активные — Япония и Тайвань. Рыба не имеет понятия о существовании государственных границ и мигрирует, невзирая на карты и координаты, — рассказал Александр Шулдык, заместитель генерального директора ЗАО «Примрыбснаб». — Ближе к концу года основные стада смещаются в исключительную экономическую зону России, где ловить ее могут отечественный флот либо суда других государств, если на то есть межправительственные соглашения. С Японией такой документ подписан, с Тайванем — нет».

В Тайване есть несколько компаний, которые специализируются исключительно на ловле сайры. Чтобы получить доступ в российские воды, они нашли российских партнеров, зарегистрированных на Сахалине. Эти российские компании купили у тайваньцев шесть пароходов, официально их растаможили, посадили на них российские экипажи, получили свидетельства о собственности и российском флаге. Словом, суда стали на 100% российскими и получили полное право вести лов в исключительной экономической зоне РФ. Причем продукция, выпущенная судном с российским флагом, считается российской, даже если судно работало в самой удаленной точке Мирового океана.

«Естественно, производственные фабрики данных судов перестраивать не стали, — отметил Шулдык, — и они продолжали выпускать продукцию, востребованную на азиатских рынках, но слишком дорогую для России. Когда в 2010 году случилась плохая сайровая рыбалка, цены в России взлетели в два раза, и сайра стала стоить дороже, чем в Японии и Тайване. Мы начали покупать сайру в Японии и одновременно договорились с сахалинцами, работающими на рынок Тайваня, что они не будут экспортировать сайру, а продадут ее нам. Рыба на берег, одним словом».

Подозрительная маркировка

«Примрыбснаб» закупил 6 тыс. т сайры на общую сумму 300 млн руб. и уже спланировал производственную программу на консервном заводе в пос. Южно-Морской. Но как только в порт Владивосток пришвартовалось первое судно ТР «Маджестик», на горизонте объявились представители приморского управления Россельхознадзора, которые предъявили претензии к маркировке тары. Она была нанесена иероглифами.

Из представленных производителем документов следовало, что маркировку иероглифами произвели, поскольку продукцию планировалось реализовать на рынках Тайваня и Японии и традиционные покупатели поставили тару со своими логотипами. Это является стандартной коммерческой практикой для российских производителей таких экспортных объектов как треска, краб, трубач, креветка. Таким образом японские трейдеры защищают свои авансовые платежи, фиксируя законтрактованный объем рыбопродукции. Кроме того, продукция, на которой есть хоть одна русская буква, в силу исторических разногласий стоит в Японии на 10% дешевле.

Данные объяснения не убедили Россельхознадзор. Не помогло даже то, что оперативная таможня и Государственная морская инспекция погранслужбы ФСБ РФ подтвердили после внутреннего расследования, что рыба действительно является российской. Инспекторы Россельхознадзора сочли необходимым арестовать весь объем рыбы и отказались производить дальнейшее оформление.

Александр Шулдык: «Россельхознадзор обвиняет нас в том, что на продукцию нет документов, подтверждающих ее качество и безопасность. Но такие документы должен выдать сам Россельхознадзор, однако же с самого первого дня специалисты ведомства в ответ на все наши предложения об отборе образцов не находят времени сделать свою непосредственную работу — проверить качество и безопасность продукции. Свое нежелание представители Россельхознадзора сначала мотивировали тем, что продукция плохо разложена на холодильниках и ее нужно переложить, чтобы специалистам Россельхознадзора было удобнее отбирать образцы. При этом представители ведомства принимали непосредственное участие в выгрузке задержанных судов и имели возможность разложить продукцию в каком угодно порядке, т.к. выгрузка происходила полностью под их контролем, о чем свидетельствуют десятки актов изъятия. После того как продукция уже была размещена на хранение, возникло очередное требование о ее перекладке. Кто должен оплачивать такие бессмысленные работы стоимостью 4,5 млн рублей, в управлении объяснить отказываются.

Формально нам предъявляется обвинение в нарушении правил маркировки по статье 10.8 КоАП. Производитель не оспаривает этот факт и готов заплатить предусмотренный законом штраф в 10 тыс. рублей за каждую партию, а также исправить маркировку. Россельхознадзор не разрешает производителю исправлять маркировку. Какой закон запрещает производителю исправлять маркировку своей продукции, в Россельхознадзоре нам не пояснили, так же как и какое отношение маркировка имеет к ветеринарному состоянию рыбы. Не спасает даже то, что многочисленные исследования сайры все же были сделаны и к качеству ее никаких претензий не возникло, но Россельхознадзор все равно не видит никакого другого решения проблемы, кроме уничтожения всей партии в 6 тыс. тонн.

Мы были вынуждены обратиться за правовой оценкой сложившейся ситуации в арбитражный суд. Сразу после этого Россельхознадзор «обратил внимание» уже на стандартную сайру, выпущенную судами наших компаний, предназначенную для российского рынка, имеющую маркировку на русском языке, без подозрительных иероглифов. Инспекторы Россельхознадзора, «видимо, по ошибке», поставили не те отметки на коносаментах, что вынуждало приостанавливать выгрузку судна и ставить его на простой. На сегодняшний день из-за конфликтной ситуации компания понесла более 10 млн рублей прямых убытков. При этом к нам неоднократно обращаются какие-то люди, которые предлагают за 2 рубля с 1 кг оформить весь груз в 6 тыс. тонн».

«Мы многое расскажем»

В общей сложности «Примрыбснаб» подал на Россельхознадзор семь исков. Четыре из них уже выиграно. Но ведомство, скорей всего, обжалует постановления арбитражного суда, что еще более затянет процедуру оформления груза. А между тем через пару месяцев сроки годности сайры подойдут к концу и загрузить консервный завод работой будет сложнее.

«Большинство рыбаков предпочитают не ссориться с Россельхознадзором. Во-первых, потому что не верят в правосудие. Во-вторых, сроки годности рыбопродукции не позволяют долго доказывать свою правоту, — считает Шулдык. — Но, по нашим законам получается, легче сгноить рыбу на многие миллионы рублей, хотя нарушения незначительны и легко устранимы».

Государство одной рукой дает рыбопереработчикам 300 млн руб. дотаций из бюджета, а другой в лице Россельхознадзора продукцию на эти же 300 млн собирается уничтожить. Или государство здесь не причем, а все дело в интересах конкретных личностей? «На консервный завод ОАО «Южморрыбфлот» в последнее время обрушились многочисленные проверки из самых различных ведомств. Если кто-то интересуется, как кошмарят бизнес в России, пусть обращается к нам, мы многое расскажем, — говорит Александр Шулдык. — Люди, которые работают у нас на производстве, все видят, все понимают и против того, чтобы чиновники на пустом месте уничтожали градообразующее предприятие. Доходит до того, что уже простые рабочие предлагают руководству собраться и выехать на митинг во Владивосток. Может быть, толпа в тысячу человек сможет более наглядно обратить внимание властей на наши проблемы».

По материалам http://www.konkurent.ru/