В конце прошлой недели глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, похоже, решил преподнести поставщикам креветок новогодний подарок. Он заявил, что норматив по так называемой ледяной глазури (лед в замороженной морепродукции) составит 7%. Однако, как сообщил «НИ» руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев, главный санитарный врач, скорее всего, сделал заявление не официально, а, что называется, «в пылу полемики». Льда на креветках, которые мы покупаем, по уже действующей норме не должно быть более 6%. Другое дело, что ее практически никто не соблюдает. |
По большому счету, 6 или 7% для креветочной глазури – не так уже важно. Важно то, что запрещено намораживать по 50–70% воды, за которую мы платили по цене деликатеса и думали, что это нормально. По словам г-на Онищенко, уходящий 2010 год «войдет в историю как год ужесточения требований по глазури» по двум направлениям – рыбе и креветкам. По рыбе уже принят норматив в 5% вместо 20–40%. «За рубежом норма глазури для креветок – ноль процентов, а нам зарубежные поставщики предлагают – давайте 20%. Этого больше не будет», – пообещал глава Роспотребнадзора. Введение жестких требований станет препятствием для недобросовестных производителей из Китая и Вьетнама, которые под видом рыбы и морепродуктов ввозят на территорию России «замороженные глыбы льда, где нет даже запаха рыбы», убежден главный санитар страны.
«Дело в том, что если по рыбе норматив вступил в силу сразу – с 1 октября, то по креветке и прочим беспозвоночным дали отсрочку, чтобы поставщики успели распродать имеющиеся запасы с большой наледью. Но поставщики, поняв, что больше потребитель за их благополучие платить не будет и бизнес их рухнет, зря времени не теряли. Писали, звонили, добивались – в первую очередь от Роспотребнадзора – отмены этого норматива, рассказал «НИ» Александр Савельев. По его словам, даже если с Нового года или с 1 апреля г-н Онищенко дрогнет и введет обещанные им 7% вместо 6, это продавцов льда не спасет.
Но где же им взять продукцию нужного качества? Ведь с большой наледью ее отправляет тихоокеанский производитель прямо из своих питомников. «Наши креветколовы в районе Сахалина и Южных Курил ежегодно экспортируют 70–75 тыс. тонн прекрасной дикой креветки. Кто ее хоть раз пробовал, не может потом есть вьетнамский «комбикорм», – утверждает г-н Савельев. – А наш рынок ровно столько и составляет. Проблема в том, чтобы развернуть эту продукцию с импорта на внутренний рынок». По словам специалиста, сделать это непросто: импортозависимость наших рыбаков имеет давние исторические корни и прямую экономическую заинтересованность. Импортеры не только хорошо платят за российский натурпродукт, но и помогают с кредитованием промысла на условиях японских банков. Наши же банки не могут предложить таких условий, и никто рыбакам не поможет с логистикой и продвижением их дикой (читай – натуральной) продукции на просторы России. А единственное, чем может посодействовать Росрыболовство, – в будущем году запустить новый этап социальной рекламы под слоганом «Рыбе есть что сказать».
Руководитель Рыбного союза России Тимур Митупов подтверждает: наш вылов креветки, который почти на 100% идет на экспорт, не покрывает потребность внутреннего рынка. «Мы имеем в пределах 85–90% импортную зависимость. И с введением нормы глазури по креветкам нас ждет ожидаемый рост цен. Например, после введения норм на рыбу и рыбопродукцию оптовая цена на филе пангасиуса с нормой глазури в 5% (вместо прежних 20–40%) выросла на 20–22%. Но такая мера позитивно повлияла на рынок: помимо резкого сокращения импорта некачественного рыбного филе с глазурью в диапазоне 20–30% начался процесс замещения филе китайской тилапии и вьетнамского пангасиуса на российский минтай и путассу», – рассказал «НИ» специалист.
По словам г-на Митупова, за время действия новых норм наш потребитель убедительно доказал: он готов платить за качество и пищевые ценности, а не за лед и прочие примеси. А снижению импортной зависимости отечественного рынка и снижению цен, по его словам, должны послужить строительство и модернизация рыболовецких судов и оборудования, а также принятие закона об аквакультуре и марикультуре, которые фактически узаконят бизнес по выращиванию морепродуктов в России. Пока же, согласно статистике, в пяти случаях из семи россияне до сих пор платят за замороженную воду. Так, по данным контрольных закупок Роспотребнадзора, проведенных в Кирове, было забраковано восемь партий рыбы, где массовая доля льда в филе составляла 25%. В Курганской области из 108 партий рыбных продуктов, ввезенных из-за рубежа, 45% не соответствует установленным требованиям по массовой доле глазури. Выходит, мало норму ввести – ее еще и соблюдать нужно.
По материалам http://www.newizv.ru/